Противостояние Майдана и Немайдана надо уводить с площадей в места, где люди смогут договориться.
Такое мнение высказали 9 декабря на пресс-конференции Оксана Болотова, психолог, тренер НЛП, и Инна Терещенко, медиатор, конфликтолог.
Оксана Болотова высказала психоаналитическую позицию, исходя из которой представители Майдана и Антимайдана собираются в одном месте, в одно и тоже время, потому что хотят объединиться. Они остро высказывают свои противоположные позиции, но свои истинные стремления и чаяния не показывают. Общество наше расколото, но расколото искусственно. Майдан, приходя на Куликово поле убедить куликовцев, в глубине души, хочет договориться с ними. То, что мы видим – это не провокации, как таковые, а желание сторон договориться. Только они не знают, как это сделать. И это действительно непросто. А есть ситуации, когда люди вообще не могут этого сделать. Им мешают скрытые обиды, через которые люди не в силах переступить.
С другой стороны напрашивается аналогия из семейных ссор, когда два расставшихся супруга продолжают встречаться и ссориться. Это значит, что они не могут отпустить друг друга, подсознательно желая воссоединения. Тем более, что и Майдан и Немайдан имеют общие культурные особенности, общие архетипы.
Инна Терещенко считает, что, может быть, в глубине души, такие встречи представителей разных позиций, частью людей так и воспринимаются, но на уровне социальных субъектов все несколько иначе. У Майдана сейчас больше силы, больше власти, больше возможностей, хотя они не всегда сами это чувствуют. Они в мейнстриме.
Недавно в одесской группе медиации решили посмотреть на ситуацию Майдана и Немайдана несколько с иной точки зрения, чем просто встречи для ведения диалога. 14 декабря будет попытка построить тематический диалог. Как раз на этот день приходится годовщина восстания декабристов. Очень много в нынешнем противостоянии вспоминается исторических моментов. Есть страны, принявшие свою историю во всем ее многообразии, включая и отрицательные моменты.
Одесса было отделением южнорусского декабристского движения. В Одессе часто сталкивались идеи славянофильства и западничества. Декабризм выразил стремление части офицеров в Европу, к европейским ценностям. С другой стороны в ХІХ веке в у нас хорошо сосуществовали ценности западные и местные. Именно это и будет главной темой обсуждения, почему разные ценности сосуществуют, но иногда сталкиваются.
С точки зрения социальных процессов любая попытка отрицания наличия конфликта = это фактор эскалации. Когда сильная сторона говорит, что у нее нет ни с кем конфликта, она просто игнорирует позицию меньшинства. Единственная возможность договориться – не переубеждать другого, а начинать говорить. У нас сейчас есть шанс говорить и слышать. Понимать и принимать разнообразие мнений и ценностей.
В Одессе скоро пройдет международная конференция по медиации с участием миссии ОБСЕ. Примут в ней участие специалисты и волонтеры, которые непосредственно участвуют в налаживании диалога. Главной там будет тема социального конфликта. Задача-максимум – вывести тему диалога на национальный уровень.
Оксана Болотова рассказала о том, какой должна быть национальная украинская идея. При этом она не должна быть создана против кого-то. Не должна быть этнической. Такая есть в США, теперь вырабатывает Великобритания. Дружба, удовлетворение потребностей, помощь друг другу – вот что должно объединять людей. У разных культур должна быть возможность подпитывать друг друга. Как происходит сейчас, например, между Великобританией и Индией. Сначала там была неэффективная коммуникация. Теперь все иначе. Одессит – идентичность выше, чем национальная. В нашем городе есть свой язык, герои, музыка, литература. Такая же идентичность нужна и для Украины. А для этого надо наладить диалог между востоком и западом.
Инна Терещенко отметила, что уличное говорение иное, оно отличается от говорения в зале, где люди собираются с конкретной целью высказать свою позицию. На улице начинает работать психология толпы, поэтому главное в такой ситуации это – остановить и не допустить. Сейчас людей с площади надо выводить в другое пространство. Они могут быть там гостями, но другим образом – приглашенными, договоренными. В мае тоже была похожая ситуация – тогда надо было остановить противостояние, сказать стоп. Уличное противостояние нужно ограничивать.
Немайдан – такие же жители города, как и все остальные. Надо искать точки соприкосновения, например, объединение за развитие города – одно из самых конструктивных. Тем более, что люди Немайдана сейчас, это не те экс-регионалы, что были, а часто и остаются у власти.
Объединение вокруг общего врага дело нестойкое. Пример тому – союз США, СССР и Великобритании против Гитлера. Надо идти не против кого-то, а идти за чем-то. Идея, куда идти, может выплыть во время диалога. Главное, произнести это вслух, озвучить на сознательном уровне.
Диалог не возникает сразу, а только на определенном уровне конфликта. Необходимо подождать, когда придет время, и люди согласятся поговорить. На переговоры идут тогда, когда плохо. Если же обе стороны думают, что могут выиграть, им сложно договориться.
— See more at: http://www.odcrisis.org/protivostoyanie-majdana-antimajdana-nado-uvodit-s-ploshhadej-v-mesta-gde-lyudi-smogut-dogovoritsya/#sthash.YUKXLyl7.PoruhfMj.dpuf