Жизнь замечательных одесситов: физик Георгий Де-Метц

9 марта исполняется 70 лет со дня смерти Георгия Георгиевича Де-Метца (1861-1947), украинского физика бельгийского происхождения.

Де-Метц родился 21(8) мая 1861 года в Одессе, в семье инженера из бельгийских подданных. Среднее образование получил в Николаевской Александровской гимназии, которую окончил в 1881 году с золотой медалью. Осенью того же года Де-Метц поступил на математическое отделение физико-математического факультета Императорского Новороссийского (Одесского) университета, где занялся изучением физики.

2566-1-2По окончании этого курса в 1885 году был оставлен в Одессе, при университете, для приготовления к профессорскому званию и командирован (1885—1887) в Страсбургский университет.

По возвращении в Одессу был определен лаборантом при кафедре физики в Новороcсийском университете, где в 1988 году получил звание приват-доцента. Через год Георгий Де-Метц защитил на степень магистра диссертацию «Механические свойства масел и коллоидов».

Следующей была защита диссертации «Об абсолютной сжимаемости ртути и стекла» на степень доктора физики (1891). dom_34На месте этого дома 34 по ул. Базарной в Одессе стоял доходный дом И. Драгинского, в котором в 1885-1891 годах проживал Де-Метц.

В дальнейшем в жизни физика наступает киевский период. Его назначают экстраординарным профессором в Императорском Киевском университете Св. Владимира (1892), возводят в звание ординарного профессора (1896). С осени 1896 года Де-Метц работает в комитете по созданию Киевского политехнического института. А в 1898 Де-Метц назначен в Киевский политехнический институт на должность ординарного профессора кафедры физики.Metc

Многие годы (1898-1920) был заведующим кафедрой Киевского политехнического института (1909-1910 — также декан, 1919-1920 — ректор). Благодаря его усилиям при Киевском университете создан музей физических приборов, а в КПИ — музей физической лаборатории. На 1 января 1903 г. в каталоге ее экспонатов было 1046 номеров. Среди экспонатов: маятник Фуко с оптическим отсчетом работы, коллекция калориферов работы Женевского общества и тому подобное. К сожалению, коллекция до нашего времени не сохранилась даже частично.

Всю свою научную жизнь Де-Метц занимался научными исследованиями в области тепловых явлений и радиоактивности. С 1906 г. под его редакцией выходит научно-популярный журнал «Физическое Обозрение».

Достаточно прочитать названия опубликованных в этом и других отечественных и зарубежных журналах научных статей, чтобы понять размах знаний и интеллект этого человека: «X лучи Рентгена и их приложение к медицине», «Электрические токи высокого направления и их действие на организм», «Определение механического эквивалента тепла», «Двойное лучепреломление во вращающихся жидкостях», «Цветная фотография» и многие другие.

Де-Метц — автор работ по молекулярной физике, тепловым явлениям, радиоактивности, истории и методике физики. Он составил первый курс преподавания физики в средних школах.

Учёный был Председателем Киевского отделения Русского технического общества.

С 1934 года и до конца своей жизни работал в педагогическом институте.

В «коллекции» Г.Г. Де-Метца большое количество орденов: св. Станислава, св. Анны, св. Владимира — все разных степеней.

Умер учёный 9 марта 1947 года, похоронен на Лукьяновском кладбище.

По материалам прессы.