Новый год в Одесской компании - PEOPLE-cafe Одесса 2017

4_prev

Самый невезучий одесский корабль – «Адмирал Нахимов»

Небольшое отступление в начале… В СССР, несмотря на атеизм, паломники-мусульмане без проблем организованно ездили в Саудовскую Аравию, в Мекку. Рейсы с паломниками, например, в 60-70-е годы несколько раз совершал известный круизный теплоход «Адмирал Нахимов», трагически затонувший в 80-е годы. Порт приписки «Нахимова» – Одесса, Черноморское пароходство… В свои круизы теплоход выходил из Одессы.

Когда 31 августа 1986 года затонул этот круизный теплоход, любимый туристами и курортниками всей страны, излюбленное судно для проведения медового месяца молодоженами, в шоке была все советские граждане. Повезло еще, что в момент катастрофы на борту находилось 1243 человека при полной вместимости 1500 человек. В Черноморском морском пароходстве лайнер имел безупречную репутацию, коллектив был отмечен за двадцать лет безаварийной работы.
Абсолютным большинством погибших на «Нахимове», как и большинством пассажиров и членов экипажа – портом приписки теплохода все-таки была Одесса, были жители Украины. Среди 423 погибших украинцев (понятно, что жителей УРСР, а не украинцев по национальности) насчитывалось 267. Печальное лидерство по погибшим заняла Донецкая область – больше всего путевок купили здесь. А дальше шли Одесская область и Волынь…
«Нахимов» тонул дважды. Первый раз, еще под гитлеровским флагом, и еще под названием «Берлин» он плавал эвакуационным и госпитальным судном. Следуя для эвакуации немецких военных в Прибалтику, был торпедирован советскими катерами на Балтийском море в январе 1945 года, и подорвался в итоге на собственном минном поле. Подняли его советские водолазы с глубины 18 метров, ремонт длился 10 лет. Ремонт и отделку сделали на совесть. Дорогое убранство салонов, напоминающее дворец или музей, роскошные ковры, канделябры поразили первых «круизных» пассажиров теплохода – отдыхающих и путешественников. Кстати, в барах и ресторанах круизного лайнера количество спиртного подавали ограниченное.

А во второй раз борт теплохода пробил балкер, который вез 28 тысяч тонн пшеницы…

Причины кораблекрушения

Скорее всего, катастрофа случилась просто из-за того, что капитана «Васева» Виктора Ткаченко подвел какой-то из приборов, показавший ему «красивое расхождение»: сначала Ткаченко был уверен, что суда спокойно пропустят друг друга. Когда выяснилась ошибка, было поздно.
Балкер, при попытке отвести его задним ходом от «Нахимова», уже не отреагировал, а по колоссальной наработанной ранее инерции пошел прямо в противоположную сторону – в атаку на теплоход. Люди на палубах «Нахимова» в ужасе отбегали подальше от борта, куда нацелился острый бульб и нос сухогруза. В первые секунды после удара «Васевым» в правый борт круизного теплохода капитан, первый помощник, рулевой и вахтенный «Васева» в оцепенении стояли на палубе.
В момент столкновения в кинозале «Нахимова» шел фильм под названием «Я любил вас больше жизни». Был праздник, День шахтера. На палубах были танцы, в музыкальном салоне – молодежная дискотека. В каютах уже уложили детей спать.

Виноватые или «стрелочники?»

Из пассажиров «Нахимова» погибло больше трети от общего количества, ближе к половине. Из членов экипажа, хорошо знавших корабль – меньше четверти. Правда, в члены экипажа зачисляются и все практиканты, и все «штатские» родственники членов экипажа, плывшие на теплоходе. В том числе погиб начальник Одесского управления КГБ генерал Крикунов с семьей – они плыли на нижней палубе, в каюте, которая имела статус повышенной комфортности, а эти палубы ушли под воду первыми – двери в каютах залило водой и замки заклинило. Отплытие «Нахимова» из Одессы в свой последний рейс было задержано на некоторое время как раз из-за того, что генерал опаздывал…
Правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавлял Гейдар Алиев, ставший позднее президентом Азербайджана. Наказано было множество должностных лиц, в основном одесситы – начальники из турбюро, из Черноморского морского пароходства, но уголовно – лишь капитаны. Иногда действительно возникают вопросы , зачем вследствие работы комиссии были наказаны те или иные должностные лица после гибели «Нахимова». Например, почему уволен и исключен из партии директор Одесского бюро путешествий.
На работу комиссии было много нареканий, например, во всесоюзной прессе печатались заявления о том, что капитаны судов обвинены и строго осуждены безосновательно – с целью просто свалить на них народный гнев, «найти стрелочников». «Человека судят за злой умысел, но никогда – за ошибку» — писали в прессе.
Позывные «Нахимова» в Черноморском морском пароходстве перешли к сухогрузу «Таврия». В 1992 году он опрокинулся у берегов Болгарии.
Мария Королёва.

Comments

comments

 Обсудить эту тему на странице "Одесса News" - https://www.facebook.com/odessanews

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>