И воздастся тебе по трудам твоим!!

«По результатам конкурса «Кто есть кто в мире», проведенного в 1998 году, доктор географических наук, основатель научной школы по береговедению в Украине, один из потомков знаменитого древнего рода князей Шуйских, профессор Юрий Дмитриевич Шуйский в 1998 году был признан Международным биографическим институтом «Человеком года» среди ученых.

51 один год общего стажа научно-педагогической деятельности, участие в сотнях береговых и морских географических экспедициях, международных научных конференциях, симпозиумах. За это время были изданы более 300 научных работ, в том числе 16 монографий, которые опубликованы на многих языках мира: болгарском, французском, английском, немецком, вьетнамском, испанском, албанском. Его работы в области динамики и морфологии морских берегов широко известны мировому научному сообществу. В мае 1995 года Юрий Дмитриевич был избран академиком Американской Академии наук (Нью-Йорк, США) по отделу естественных (физических) наук, с 1999 года — член Совета экспертов при Международном биографическом институте (Нью-Йорк, США).

large24

С апреля 2003 года и по настоящее время, профессор Шуйский возглавляет кафедру физической географии Одесского национального университета имени И.И. Мечникова.

— Юрий Дмитриевич, Вы не моряк, но можно сказать, что значительная часть Вашей жизни связана с морем?

— В 1959 году я поступил в Одесский государственный университет имени И.И.Мечникова на географический факультет. Но так как мое обучение в университете проходило по индивидуальному плану, я мог посещать лекции, проходить практику, сдавать экзамены также и в других вузах Одессы. Такими вузами были Институт инженеров морского флота, Инженерно-строительный и Гидрометеологический. Стажироваться довелось на экспериментальных базах ЧерноморНИИпроекта, Гидрометеологической обсерватории, Дунайской и Днепровской устьевых станциях, на Сочинской волновой станции, в Черноморском отделе морских гидротехнических сооружений (Кавказ). Летом 1962 года в качестве равноправного члена географической экспедиции на исследовательском судне «Мечников» принял участие в исследовании песчаной пересыпи Тузловской группы лиманов, берегов и дна Егорлыцкого и Тендроского заливов Черного моря. Кстати сказать, по итогам этой экспедиции я подготовил свою первую научную публикацию, а затем и первый доклад на Всесоюзной конференции «Развитие новых исследований природных ресурсов». С этого времени и началась моя научная деятельность. В 1964 году окончил университет, и мне предложили остаться на кафедре физической географии в должности ассистента. Затем с 1967 по 1970 годы обучался в очной аспирантуре в Институте океанологии имени П.П.Ширшова АН СССР в Москве под руководством основателя современного береговедения профессора В.П. Зенковича. В те годы мне посчастливилось общаться с лучшими океанологами и географами страны. Принимал участие в экспедиционных береговых и морских работах на Балтийском, Азовском, Каспийском и Белом морях…

— В Вашей семье ещё были географы?

— Нет, а вот моряки — были. Мой отец в середине 30-х годов прошлого века окончил Одесский морской техникум на улице Канатной, ходил на судах Черноморского флота, участвовал в доставке грузов испанским республиканцам во время гражданской войны в Испании 1936-39 г.г. Когда началась Великая Отечественная Война, его призвали в армию. Он погиб в сентябре 1944 года. По материнской линии тоже были моряки. Прадед (1833 года рождения), будучи юношей, плавал матросом на военных кораблях, затем служил в морском порту. Дед родился в Одессе и пошел по стопам своего отца. Он плавал на торговых судах, а потом 35 лет проработал в торговом порту. А вот его дочь — моя мама, которая также родилась в Одессе, по окончании школы выбрала медицину. Во время войны была военврачом, а затем всю жизнь до самой кончины проработала в детских медицинских учреждениях.

— Юрий Дмитриевич, когда Вы сдавали экзамены в университет, каков был вступительный конкурс на географический факультет?

— 6 человек на место (как Вы понимаете, тогда все места были бюджетными)

— А сейчас есть конкурс?

— Сейчас приходиться чуть ли не уговаривать поступать к нам. Хотя, первоначально документы подают довольно много ребят, ведь по новым правилам, абитуриент может одновременно поступать в несколько учебных заведений. Но те, кто набирают необходимое количество баллов для поступления в другие вузы, где учиться значительно легче, чем у нас, забирают свои документы.

— Выходит, что профессии, которые получают ваши выпускники, для нынешних молодых людей не престижны? И это несмотря на то, что на кафедре факультета сформировались остро необходимые сегодня для страны, для Одессы в частности приоритетные направления исследований. Это и разработка научных методов поиска полезных ископаемых на дне морей и океанов, включая нефть, газ, золото, а также «Исследование устойчивости морских берегов и морского дна в условиях интенсификации хозяйственной деятельности», «разработка теоретических и методических основ природопользования и охраны окружающей среды». Казалось бы, специалисты в данных отраслях должны быть просто нарасхват?

— Дело в том, что тот уровень образования, которое получает выпускник по окончании школы, к сожалению крайне низок. Именно по этой причине большинство абитуриентов просто не рискуют оставаться в серьезных классических университетах, тем более, на факультетах фундаментальных, естественных наук, физики и математики. Зачастую абитуриента интересует не его будущая квалификация, а факт получения бумаги, удостоверяющей, что он якобы получил высшее образование. Станет ли такой абитуриент настоящим специалистом? В восьмидесяти процентах случаев абитуриенты выбирают так называемые «легкие» специализации. А если по какой-то причине все-таки попадают на «трудные» профессии, учиться они, как показывает практика, не в состоянии. Например, на естественнонаучных факультетах, не более 20 процентов от общей аудитории осиливают предметы. На географических и геологических специальностях предметы достаточно сложные, освоить их без серьезной предварительной подготовки невозможно.

— А как обстоят дела с финансированием? Хватает ли средств на проведение полевых практик для студентов? Наверняка ведь, без практических работ сложно подготовить настоящего специалиста?

— Последний раз наше техническое оборудование обновлялось лет 25 назад. Что касается средств на проведение полевых практик, то они отраслевым министерством в учебных планах предусмотрены, только вот денег на их проведение нам не выделяют…

— Не могу не задать вопрос, который сегодня волнует многих одесситов. Безопасно ли столь интенсивное строительство высотных зданий, которое развернулось в последние годы у нас в прибрежной зоне?

— Из-за волновых разрушений Украина ежегодно теряет в среднем 65 гектаров своей территории. В нашей области море поглощает в основном курортные зоны в Затоке, Бугово, Санжейке, Чабанке. Коренные жители, зная особенности водной стихии, всегда строили свои дома на расстоянии как минимум 800-1000 метрах от берега моря. Нынешние строительные организации зачастую пренебрегают этими знаниями, стараясь расположиться как можно ближе к воде. Однако, под воздействием моря, берег постепенно отступает, что не может не вызывать опасений в плане безопасности находящихся там сооружений.

Фото0120

Берегоукрепительные сооружения или дамбы могут остановить разрушения?

— Как показывает практика, нет.

— А насколько опасны для Одессы оползни?

— Одесское плато сложено глинистыми породами. При наличии влаги они превращаются в суспензию, которая приобретая текучесть.

Оползни имеют свою периодичность и существуют тенденции, которые на определенном отрезке времени могут указывать либо на активизацию, либо на затухание этого процесса. В Черноморске (Ильичевске) есть улица Морская, которая, по сути, уже сползла в море. Построена она была 20 лет назад. Я предупреждал тогда, что нельзя так строить, но мои предостережения были проигнорированы.

Сейчас там уже двухступенчатый оползень.

Состояние наших берегов также усложнено современными изменениями климата. Это не только повышение средних температур, но также изменение и количества атмосферных осадков. Мы проходим стадию, когда их число увеличивается. Если в 50-60-х годах прошлого века среднее количество осадков равнялось 385 мм в год, сейчас это уже 460-480 мм в год.

Фото0119

— Насколько эффективно созданное Противооползневое управление?

— В его задачи входит контроль за состоянием берега и пляжей, исправление в случае необходимости, и создание новых пляжей. Хотелось бы напомнить нашим местным депутатам, что жители города и области их избирали своими представителями в советы различных уровней, в том числе и для того, чтобы они заботились о наших прибрежных склонах. Денежные суммы ведь требуются не большие, но они необходимы Противооползневому управлению. Намного больше денег поступит в казну города, если сюда будут приезжать туристы со всей Украины, зная, что у нас безопасные и удобные для отдыха пляжи. И, кстати, люди едут на море дышать чистым морским воздухом, а не горелым подсолнечным маслом и жареной рыбой. Это я о том, что пляжная зона не должна превращаться в сплошные закусочные и кафе.

— Если оценивать нынешнюю ситуацию с новостроями, можно сказать так, что сейчас преобладает чисто потребительский подход к Одессе? Ведь когда в 18 веке город только начинали застраивать, архитекторы продумывали все до мелочей. Потому город был и красив и комфортен.

— Я бы сказал, не разумный потребительский, а первобытный потребительский, где доминирует не разум, а инстинкты…Почему Одесса считалась светлым солнечным городом? Почему её воспевали как «жемчужину у моря»? Потому что городская прямоугольная планировка была рассчитана с учетом сторон света. Та сторона улицы, которая обращена к югу, всегда была повышенной этажности, а та, что к северу – пониженной. Почему? Когда солнце идет по своей траектории, оно освещает повышенную сторону, дает большее отражение света, и улица не выглядит, словно в каменном мешке, а освещается как бы искусственным зеркалом. Сейчас это никак не учитывается при строительстве, хотя одесские архитекторы постоянно на это указывают нашим депутатам, объясняют, но впечатление такое, что их не слышат.

— Юрий Владимирович, возвращаясь к преподавательской деятельности, каковы Ваши основные принципы по отношению к учащимся?

— Материалы научных исследований я использую в учебной и методической работе со студентами. Большая часть методических и практических пособий составлена по материалам собственных экспедиционных и лабораторных исследований. Я сторонник продуктивного совмещения научной и учебной работы. Без собственных наработок, по моему мнению, преподаватель превращается в попугая, пересказывающего учебники. На мой взгляд, студенты должны приобщаться к исследовательской географической деятельности с первого курса. Молодой человек или девушка приходит в университет, прежде всего для того, чтобы учиться, а уж потом для того, чтобы их учили: без напряженного стремления к учебе научить человека невозможно. Известная крылатая фраза «И воздаться тебе по трудам твоим!!» применима как преподавателям, так и к студентам.

Виктория Ерёменко

Добавить комментарий

scroll to top