Вместо государственного исполнителя будет частный. Решение проблемы? Или её усугубление?

Кабинет Министров Украины ликвидировал Государственную исполнительную службу ( ГИС) своим постановлением №17 от 21 января 2015 года.

Основная причина – огромное количество жалоб, которое поступало в адрес правительства на работу государственных исполнителей. Люди жаловались, на волокиту, на затягивание сроков исполнения, на бездействие исполнителей.

После ликвидации ГИС, Министерству юстиции временно перешли её функции, с тем, чтобы уже к концу текущего года передать их частным судебным исполнителям. Так выглядит начатая реформа, призванная  одолеть коррупцию в сфере принудительного судебного исполнения. Правда, на данный момент, эксперты видят в ней лишь усиление функций Министерства юстиции.  Помогать с внедрением реформы в сфере принудительного исполнения решений, в Украину приглашена Хатия Шелия, которая с 2010 по 2014 годы возглавляла в Грузии юридический департамент Национального бюро исполнения (аналог украинской ГИС).

Информация о ликвидации государственной исполнительной службы и намерение власти создать институт частных исполнителей, особого резонанса у населения страны не вызвала. Людям сейчас как бы ни до этого. К тому же, вероятно, большинство граждан надеется избежать в своей жизни общения с представителями столь специфической профессии. А зря. В нынешней экономической ситуации, возникающими банковскими, кредитными проблемами, резким  обнищанием населения на фоне баснословного роста цен, в том числе и на коммунальные услуги, малоприятное знакомство с исполнителем может стать реальностью почти для каждого рядового гражданина.

13043

 

 

— После приговора суда и удовлетворения гражданского иска, связанного с ДТП, где я оказалась в качестве потерпевшей, почти год пришлось обращаться в Государственную исполнительную службу, — говорит 50-летняя одесситка Лариса Н. — Взыскать материальный ущерб с водителя, сбившего меня на переходе и осужденного условно, несмотря на решение суда, оказалось практически невозможно. Человек, совершивший наезд, после чего я на долгие месяцы была прикована к больничной койке, хитрил, изворачивался в процессе следствия, суда, а затем и во время исполнительных действий. Только прошлой осенью я начала получать  небольшие суммы – по 10 процентов, которые удерживают с его пенсии (в процессе досудебного разбирательства виновник ДТП оформил себе инвалидность). В связи с нынешним обвалом гривны, эти суммы вообще смехотворны и, конечно же, не компенсируют тех затрат, которые я понесла в процессе лечения. Но это хоть что-то. Почти год я не могла добиться вообще ничего. У исполнителя, в производстве которого помимо моего были сотни других исполнительных документов, на то чтобы заняться моим делом не хватало времени. После обращения к начальнику отдела исполнительной службы, ситуация сдвинулась с мертвой точки и хотя я не удовлетворена работой исполнителя, тем не менее понимаю, что в тех условиях, в которых он работал, быстро и качественно исполнять абсолютно все решения и приговоры было невозможно. Что касается ликвидации исполнительной службы… Создание структуры частных исполнителей, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приведет. Услугами «частников» скорее всего, смогут воспользоваться исключительно состоятельные граждане. Как я понимаю, бесплатно исполнять какие-то действия, в ущерб своим материальным интересам, частник не будет. Да и вообще, врядли частный исполнитель захочет заниматься делами, которые ему будут невыгодны с финансовой точки зрения. А тогда теряется весь смысл гражданского судебного процесса для большинства жителей нашей страны. То есть суды и исполнительная служба станут доступны исключительно богатым людям, — не без основания полагает одесситка.

Что же  такое – институт частных исполнителей?

В соответствии с правилами частной системы принудительного исполнения, судебный исполнитель является свободным профессионалом. Он самостоятельно организует свою деятельность и несет полную имущественную ответственность за результаты своей работы. Частный судебный исполнитель получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства. Зачисление на данную должность регулируется законом и осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Государство регулирует компетенцию частного судебного исполнителя, процедуры деятельности, размер тарифов и других вознаграждений, взимаемых как вознаграждение за его работу. Государство контролирует и работу частного судебного исполнителя, осуществляет проверки профессиональной деятельности, а также выдает и отзывает лицензии на право деятельности.

В таких странах, как Франция, Нидерланды, Люксембург, Италия судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Французская система исполнения.

 Система исполнения решений судебных и прочих государственных органов гражданской юрисдикции сложилась еще в XIX веке и существенно отличается от прочих. Правила принудительного исполнения в этой системе существуют с начала XIX столетия. В течение двух веков правила незначительно изменялись и адаптировались к требованиям социально-экономической и политической ситуации. Именно стабильный, консервативный и одновременно гибкий характер норм исполнительного производства, адаптация к социально-экономическим условиям жизни французского общества показывают жизнеспособность и эффективность правовых норм, институтов и всей отрасли исполнительного права.

Еще несколько лет назад представители некоторых европейских стран (Италии, Бельгии) говорили о том, что целью их национального законодательства было принятие именно французской модели.

Во Франции исполнительное производство реализуется не только судебными исполнителями, но и генеральными прокурорами, прокурорами, командирами и офицерами полиции. К кандидатам в исполнители предъявляют строгие требования: наличие юридического образования, успешное прохождение двухлетней стажировки в конторе судебного исполнителя, составление государственного квалификационного экзамена. Стажировка включает практическую профессиональную работу и изучение теоретических дисциплин. Звание принудительного исполнителя присваивается приказом министра юстиции Франции, которое выдается после получения заключения прокуратуры конкретного территориального округа и Палаты принудительных исполнителей департамента.

В качестве должностного лица принудительный исполнитель вручает повестки, исполняет судебные решения от имени государства, прибегая одновременно к государственному принуждению. Принудительный исполнитель также вправе составлять проекты документов, протоколы, имеющие значение доказательств, предоставлять юридические консультации и осуществлять иные правовые действия. Акты и деятельность судебного исполнителя имеют публично-правовой характер, поэтому на него возлагается обязанность оказывать услуги, столько раз, сколько это потребуется. Принудительный исполнитель не имеет права выбирать себе клиентов, поскольку он не относится к числу частных юристов

Судебная организация французской системы отличается выделением судов по гражданским и уголовным делам, а также судей административной юстиции, которые объединены в различные судебные системы. Правовая система страны построена на разделении права на частное и публичное. Согласно  действующим нормам, частный исполнитель не выполняет решение в пользу государства и вообще актов, которые принимают административные суды. Для этого существует особая система судебных исполнителей государственного казначейства, которые являются государственными служащими.

В рамках общих судов особо выделенным является судья по исполнению, который имеет право единолично решать споры, возникающие в результате выражения несогласия или создания препятствий для исполнения судебного решения, рассматривать ходатайство об отсрочке исполнения и решать другие вопросы. Наряду с этим, судья по исполнению не может вмешиваться в исполнительные действия.

В Нидерландах судебные исполнители объединяют в своих функциональных обязанностях черты государственного служащего и частного лица. Они имеют право заниматься частной практикой возврата долгов по взаимному согласию сторон, консультировать граждан по правовым вопросам, быть поверенными в суде. Их деятельность строиться на основе утвержденного бизнес-плана. Наличие такого плана является обязательным требованием. Такой план должен содержать положения об окупаемости затрат судебных исполнителей, указание потенциальных клиентов и др.

В Люксембурге судебных приставов относят к лицам свободной профессии, работающих по лицензии (как и в Бельгии, Франции). Правовой статус судебного исполнителя объединяет в себе элементы независимого практикующего лица и государственного служащего, а управление системой судебных приставов осуществляют региональные или национальные палаты, действующие как органы самоуправления.

На территории Словении выполнение принудительного производства возложено на окружной (районный) суд. Судебные приставы — лица, которые непосредственно проводят принудительные действия. Приставы назначаются Министром юстиции в пределах территории своих окружных (территориальных) судов. В особых случаях приставы назначаются постановлением суда, так же, как и сам кредитор имеет право самостоятельно выбирать конкретного пристава. В особых случаях пристав имеет право выполнять свои полномочия на всей территории страны. Служба судебных приставов является государственной службой, которую приставы несут автономно. Так, приставы лично отвечают за любой причиненный ущерб при осуществлении своих полномочий и при страховом случае за свои действия или бездействие при исполнении постановлений суда. В случае серьезных нарушений, допущенных приставами, они могут быть отстранены от своих обязанностей министром юстиции.

В странах, о которых шла речь, основной объем решений судов, которые исполняют частные исполнители, выпадает на проблемных должников — безработных, мелких предпринимателей. То есть на ту категорию граждан,  которые не в состоянии рассчитаться по кредитам. Некоторые европейские страны решают проблему неплатежеспособности должника путем перевода долга на себя — выплачивают рабочим обанкротившихся предприятий назначенные судом суммы задолженности по зарплате и иные платежи.

В России исполнение судебных решений возложено на судебных приставов. В США данную функцию выполняют государственные служащие, которые входят в службу так называемых «маршалов». Служба «маршалов» является одной из старейших федеральных государственных должностей. Функции маршалов схожи с функцией российских приставов, но  маршалы имеют больше полномочий. Например, помимо исполнения судебных решений, они также обеспечивают безопасность судебных учреждений и участников судебного процесса, оказывают помощь министерству обороны. Маршалы оснащены современными видами оружия и специальными транспортными средствами. Помимо всего прочего они налагают арест на имущество должника.

zlufinrmhem 2

Существуют страны, в которых применяется смешанный принцип осуществления исполнения судебных решений. Например, в Великобритании. Там судебных приставов именуют «бейлифами». Они состоят на государственной службе, но если  по какой-либо причине они не справляются со своими обязанностями, то к исполнению судебных решений привлекают частных приставов.

 Как показывает зарубежный опыт, создание института частных исполнителей – дело не простое и не быстрое. На данный  момент, несмотря на ликвидацию в Украине государственной исполнительной службы, продолжает действовать Закон «Об исполнительном производстве», который не был отменен. В статье 2 этого закона, указаны лица, которые могут осуществлять принудительные исполнительные действия. Это исключительно государственные исполнители. То есть ещё нужно приводить в соответствие  всю законодательную базу, на основе которой смогут работать «частники».

14107663239901

С учетом нынешней социально-политической, экономической, правовой ситуации в стране, а также национального менталитета и морально-нравственного уровня общества,  как-то невольно возникают опасения, что частные исполнители в украинском варианте будут больше напоминать рэкетиров из 90-х или коллекторов из 2000-х годов, нежели своих коллег из такой образцовой для нас Европы.

Ника Дёмина

 

Комментарии

комментарий

 Обсудить эту тему на странице "Одесса News" - https://www.facebook.com/odessanews

2 комментарий

  1. Власть борется только с той преступностью,которая не хочет выходить из тени и делиться.Поэтому очень выгодно не морочить себе голову,а просто получать готовый доход,исполнители получат полную свободу и будут использовать свои полномочия как хотят. Простой человек как всегда обделен,так как средств у него нет,на все Европейские расходы,зарплаты и пенсии Украинские. И кому-какое до этого дело? А наша элита от этого не страдает,финансисты добиваются успеха в своих делах тогда,когда Государство не справляется со своими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.